Владимир Фёдорович с детьми из детдома | «Учительская газета»
«Безвестным полководцем» назвал его боевой друг и писатель Симон Соловейчик. Для многих педагог долго оставался неизвестным. В Чувашской энциклопедии и в книге «Башкортостан: краткая энциклопедия» (1996) его имени нет. В «Краткой чувашской энциклопедии Башкортостана» (2014) дан портрет и поистине удивительно краткое и с ошибками сообщение: «Матвеев Владимир Федорович (18.06.1831 – 1997), родился в Уфе БАССР . Окончил в Уфе среднюю школу в 1950 г., затем поступил в институт международных отношений. В 1957 г. начал работать в журнале «Вожатый». Окончил аспирантуру. Работал главным редактором журнала «Мурзилка». С 1984 г. — главный редактор «Учительской газеты». Только и всего.
Владимир Матвеев родился в семье выходцев из известного села Чуваш Кубово в 18.06.1932 и умер 57-летним 21 октября 1989 года. Сейчас его биографию легко найти в Википедии и в других изданиях.
Я узнал о нем от заслуженного художника республики, фронтовика, преподавателя, директора Чебоксарского художественного училища Ивана Трофимовича Григорьева. Всего один раз шапочно обменялся словами с ним на первом и последнем Всесоюзном съезде учителей СССР. Высокий, стройный, серьезный, он возвышался в плотном окружении армии учителей во Дворце съездов Кремля. В глазах педагогов страны был живым кумиром. Его «Учительская газета» перевалила за миллион, ее читали и обсуждали взахлеб. С ним запросто общались тысячи. По стране шла его теория «педагогики сотрудничества» и ожидалось буйное обновление школьного образования. Перед Всесоюзным форумом школьных работников газету прибрали к ЦК партии и Владимира Федоровича понизили в должности, оставив заместителем главного редактора. Это событие еще больше возвысило ореол бунтаря, героя, новатора. Читатели его носили на руках. Подобного почета к начальникам и руководителям больше нигде не видел и такого авторитета печатных изданий никогда больше не чувствовал.
Единственная краткая встреча с земляком во мне оставила незабываемый след. По его словам вник в глубину детского воспитания, прочитал его некоторые книги, познакомился с творчеством Амонашвили, Шаталова, Лысенковой, Ильина, Волкова, Бориса и Лены Никитиных. Увлекся мастерством учителей-словесников. Наверное, поэтому так много времени и внимания уделил учебникам чувашской литературы, методике обучения школьников и полностью обновил программу национальной литературы. Это была неповторимая пора поисков и находок советской школы.
На педагогической ниве без перерыва идет упорная борьба «обновления» и все время почему-то подавляется новаторство и любовь к детям. Министерству и его многочисленным департаментам, кажется, умных людей из народа не нужно, и часто они полностью отрываются от детей и уходят в океан ненужных педагогике бумаг. Так было, так осталось. В Чебоксарах то же. Испытал сам.
Жестоко и несправедливо поступили с Владимиром Матвеевым. По настоянию видного секретаря Егора Лигачева напали на него. Не хватало, что замалчивали талантливого чувашского парня, давили на условия работы, открыто срезывали крылья творчества. Это происходило не только тогда и не только с общеизвестными новаторами. Так и сейчас. Министры меняются быстрее перчатки и каждый старается наломать своих дров во всей системе и в национальных школах.
После завершения с отличием школы Вдадимир сдавал экзамены во ВГИК в одной группе со ставшими народными артистами Евгением Матвеевым, Юрием Яковлевым. Не приняли чувашского парня. Но оставил в друзьях-артистах на всю жизнь уважение и интерес к чувашам. После престижного, скажем, закрытого для простых смертных МГИМО многоязычному отличнику прямой путь лежал в международные дела, но парня из Чуваш Кубова направили в 1957 году на Всемирную олимпиаду молодежи и студентов, потом в журналы «Вожатый», «Пионер», «Мурзилка». Долго работал в них редактор Владимир Матвеев. Талантливый и умный был редактор. Популярнейшими стали эти журналы!
Главным редактором «Учительской газеты» Владимира Матвеева в 1983 г. утверждало заседание Политбюро ЦК КПСС. Его кандидатуру поддержал недавний руководитель Ленинграда, теперь ставший секретарем ЦК КПСС Григорий Романов. Ленинград к чувашам всегда относился дружелюбно. Почему? Не без причины, конечно. Члены политбюро Андропов, Громыко, Гришин, Устинов, Горбачев не знали ли чувашей? Они молчали. Тогда ещё не член политбюро ленинградец сказал свое веское слово. Матвеев оправдал это доверие.
Нет, не исчезнувший и безвестный полководец Владимир Матвеев. Крупное лучше видится и ценится издалека. Он был и остается видным журналистом, редактором, организатором, новатором педагогики и общественной жизни России ХХ века. Чувашские педагоги должны знать идеи своего земляка, а журнал «Халӑх шкулӗ» — замолвить о нем доброе слово.