30 декабря 2013 года вашего корреспондента пригласили в творческую мастерскую Союза чувашских художников (СЧХ) на улице Кукшумской, дом 7. Не на предновогодний корпоратив, а по неотложным делам. Дело в том, что, по словам художников, около недели тому назад работники ООО Управляющая компания «Рябинка» установили железную дверь с решеткой перед общим туалетом в полуподвальном коридоре. А дверь закрыли на замок… Спросите – Как в таких условиях работать? Наверно, невозможно.
Краткая предыстория
Ранее мастерскую в 37,2 квадратных метра занимал скульптор. Но коллеги говорят, что он оборудовал новую мастерскую в другом месте. Вместо ушедшего около года назад разместились два художника, у которых не было мастерских. Позднее к ним руководитель Союза подселил еще другого скульптора. Тесно, конечно, но помещений не хватает. Пришлось работать в таких условиях. Но это только цветочки…
Как мне рассказали, ранее нежилыми помещениями в цокольном этаже здания управляла ООО Управляющая компания «Жилкомсервис». В это время соседнее помещение переоборудовали под жилое. И там стали жить соседи. Им сделали отдельные коммуникационные отводы и отдельный вход с улицы. Рядом мастерская и кладовые слесарей-сантехников и маляра с комнатой отдыха, где также каждый день готовят пищу и стирают. Еще рядом рекламная фирма. Все это в общем коридоре. В рабочее время общая входная дверь не закрывается. С улицы заходят посторонние – бомжи и местные алкоголики. Распивают спиртное, пользовались общим туалетом. Женщина-маляр бранилась по поводу антисанитарии в туалете. Она стала обвинять … художников, что это они якобы виноваты… Но это клевета, заявляют художники.
Потом маляр стала заходить к художникам, по-хозяйски оценивать помещение их мастерской и давать ценные советы… Что сюда, мол, надо сделать отдельный вход с улицы, и оборудовать отдельный туалет…
Как мне сказали, в 2013 году от ООО УК «Жилкомсервис» отпочковалось ООО УК «Рябинка». Теперь оно управляет вышеописанными нежилыми помещениями в цокольном этаже с мастерскими. На его счетах указан адрес: Чебоксары, улица 9-й пятилетки, дом 12 строение 1. Его Расчетно-кассовый центр (РКЦ) находится на улице Кукшумской, дом 11. Но на этом доме по-прежнему написано: ООО УК «Жилкомсервис»…
Художники
… Итак, 30 декабря 2013 года. У входа в цокольный этаж меня встречают художники Николай Федотов и Анна Брагина. Первый ранее работал учителем в школе, награжден Почетными грамотами Министерств образования и культуры. Сейчас сотрудничает с местной церковью, преподает там в Воскресной школе. Имеет благодарности от Чебоксарско-Чувашской Епархии. В мастерской занимается живописью. Анна Брагина вела педагогическую работу в Центре детского и юношеского творчества, Чебоксарском детском доме, мастер Декоративно-прикладного искусства (ДПИ), занимается живописью. Лауреат Всероссийского конкурса «Русь мастеровая», межрегиональных и республиканских выставок и конкурсов . Ее воспитанники также занимают призовые места на республиканских и всероссийских выставках и конкурсах. Сейчас художница готовит Персональную выставку своих произведений.
Полуподвал
У входа неубранные снег и лед, скользко, приходится осторожно балансировать, чтобы не поскользнуться и не упасть. Кругом разбросана куча окурков. Заходим в полуподвал. Слева помещения рекламной фирмы. В коридоре в проходе какое-то большое сооружение из деревянных брусьев. Говорят, обычно здесь сушится домашнее белье семьи маляра… На трубах сушится чья-то рабочая обувь. Достаю фотоаппарат. Далее – у стен расставлено сантехоборудование. В углу через дверь видна неубранная куча мусора.
- Мусор никогда в полуподвале не убирался, хотя за это мы регулярно платим, - говорит художница. – Недавно тут прорвало трубу, был потоп, и грязь смыло…
Поворачиваем налево. Слева - замурованная дверь. За ней теперь чье-то жилье. Справа – железная решетка с закрытой на замок дверью. За ней, как сообщают, - туалет. Фотографирую. В коридоре сверху просачивается вода. Подходим к мастерской художников.
- Вот здесь сверху как-то недавно протекала вода после аварии. Вода затекала в нашу мастерскую. Но нам никто не сообщил, не позвонил, хотя наши телефоны в Управляющей компании имеются, - рассказывает А. Брагина.
В мастерской
Заходим в мастерскую. Сразу виден резкий контраст перехода из грубого материального мира в мир духовный. В мастерской чисто и уютно. Чувствуется хозяйская женская рука. Два небольших окна. Но освещения для создания картин явно недостаточно. В интерьере – картины, композиции ДПИ, мольберт, скульптурная композиция всадника.
Предлагаю пойти в Расчетно-кассовый центр «Рябинки». Ведь он в соседнем доме. Надо выяснить причины притеснений художников.
О счетах за коммунальные услуги
- Мы всегда вовремя и аккуратно оплачивали все коммунальные счета за содержание и обслуживание нашей мастерской, - продолжала А. Брагина по дороге. - Но с сентября нам перестали давать счета. Я неоднократно ходила в РКЦ, обращалась к специалисту по работе с населением Андрею Максимову, просила дать счета. Но их дали только в декабре. Но там не были, как прежде, указаны расшифровки за воду, водоотведение, канализацию. Просто общая сумма. По этому поводу я звонила главному инженеру, но он мне заявил в грубой форме, что мы якобы не платим за коммунальные услуги, и прервал разговор. Я обратилась с вопросом к слесарю-сантехнику, мужу маляра, но он грубо вытолкал меня, ругаясь нецензурно. Как с ними разговаривать?
В ООО УК «Рябинка»
… Заходим в РКЦ ООО УК «Рябинка». Направляюсь к кабинету директора. Он закрыт. На двери указано рабочее время директора в понедельник – с 8 до 17 часов. Время только 15 часов 30 минут. Другая дверь закрыта тоже. На рабочем месте – только одна молодая женщина. Она говорит: «Сегодня у меня прием только до 12 часов. Читайте, там написано». – Но Вы здесь единственный представитель администрации РКЦ. А где директор? – На другом участке, на проспекте Мира. – А можно ему позвонить? – Женщина звонит. Телефон не доступен. – Это мобильный номер. Он указан на счете по адресу: проспект 9-й пятилетки, дом 12 строение 1. – Это наш юридический адрес.
- Может, у них сейчас корпоратив? – спрашивают художники.
- Но сейчас рабочее время. Какой может быть корпоратив? – возражаю я. – Директора и других сотрудников кроме Вас нет. Придется спрашивать Вас, - обращаюсь снова к сотруднице. – Как Вас зовут, Ваша должность? – Женщина молча показывает на карточку на стене. Там напечатано: Паспортист-кассир Наталия Ермошкина. Она сообщает, что ООО УК «Рябинка» управляет с 1 мая 2013 года. Директор – Макаров Виктор Николаевич. (Впрочем, это написано на двери директора.) – Каков номер стационарного телефона директора? – Ответа нет.
- А вы по какому вопросу?
Мы объясняем. Звонит телефон у Ермошкиной. Видно, звонит директор, спрашивает. Кассир: «Из Союза художников». Телефонный разговор заканчивается.
- Вы не платите за туалет и воду. Поэтому…
- Как не платим?! Платим! Вот квитанции…
- Приходите в День и часы приема по личным вопросам.
- У нас не личные вопросы, а рабочие, производственные... Мы же не по квартирному вопросу…
- Освободите помещение.
Конструктивный разговор не получился…
Возвращаемся в полуподвал.
И без воды…
- Нам нет доступа в туалет. Водопровод и раковина там, - продолжает Н. Федотов. - Я пользуюсь дрелью при монтаже рам для картин. А если от искры что-то загорится, воды затушить нет. А как мыть пол? … Нам здесь в мастерской предлагают смонтировать отдельный туалет, из окна сделать отдельную дверь. За свой счет. А откуда средства? Ведь мы не коммерсанты, у нас не коммерческая организация для получения прибыли. Да и как рубить стену для отдельной двери? Ведь стена несущая. Это запрещено.
О чаепитии
Художники любезно предлагают мне чай. Но я вынужден отказаться. Ведь чай - напиток мочегонный. (Как говорит знаменитый доктор профессор Елена Малышева в своей популярной телепередаче «Жить здорово!» на 1-м канале.) Сами художники все-таки работают в мастерской. Но в туалет им теперь надо проситься в учреждения в соседних домах. Конечно, это, мягко говоря, нонсенс. Напрашиваются более резкие выражения.
Челобитные художников
25 ноября 2013 года Союз чувашских художников направил официальные письма в два адреса. Министру культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР Ефимову В.П. и Главе администрации Чебоксар Ладыкову А.О. Художники просили освободить две их мастерские на улице Кукшумской, дом 7 и на улице П. Лумумбы, дом 15/1 от арендной платы, налога на добавленную стоимость (НДС) и эксплуатационных расходов. Мотивация – Общественная организация «СЧХ» - не коммерческая организация. Ее цели и задачи – не извлечение прибыли. Аналогичные Союз художников Чувашии и творческие союзы в других городах имеют льготные условия. Несколько лет назад художники СХЧ подняли большой шум в средствах массовой информации Чувашии по этому же поводу. Правительство ЧР и администрация Чебоксар пошли художникам навстречу. Но, оказывается, не всем художникам. Да и Управляющие компании, как известно, постоянно поднимают цены за коммунальные услуги…
Первый отказ
В декабре 2013 года Чебоксарское горкомимущество письменно отказало СЧХ. (Администрация Чебоксар, наверно, просто переслала письмо художников в горкомимущество.) Пока неизвестно – каков ответ из Минкультуры ЧР. Может, профильное министерство все-таки как-то сможет помочь творцам чувашского национального изобразительного искусства. Тем более, в начавшийся всероссийский Год культуры.
Владимир ДОЛГОВ (АКТАШ).
Чебоксары
Декабрь 2013 – Январь 2014
На снимках: Мастерская Союза чувашских художников в полуподвале на улице Кукшумской, дом 7.
Фото автора
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
Пирĕн те, ыттисен, сарлака монитор туянмалла пуль ĕнтĕ. Тепĕр тесен, капла та вулакалама пулать.
Владимир Як. // 4186.57.1361
2014.01.08 00:14
Как можно заниматься живописью, когда так хочется в туалет!? Действительно, жизненно важная проблема.Да, не расслабиться и не пописать. Мочевой пузырь скоро лопнет!
Shcancak21 // 4186.57.1361
2014.01.09 13:06
Какое отношение к уровню культуры общества имеет состояние общественных туалетов? Непосредственное и прямо пропорциональное. Состояние общественных туалетов - показатель уровня культуры общества. Как в общедоступных местах, так и в офисах. Не говоря уже о квартирах граждан.