точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. Это нежелание проявляется, прежде всего, в виде двух фактов:
1. Уменьшение количества людей обозначающих свою этничность как чуваш. Результаты переписи 2002 года, по сравнению с 1989 годом, известны – уменьшение количества чувашей примерно на 200 тысяч человек, в основном, за счет населения вне территории Чувашии. Возможно, что на этот процесс повлияло снижение рождаемости, но помимо этого, имеется явление, называемое деэтнизацией. К примеру, официальные данные по переписям 2002, 2010 годов по нашей республике:
Количество рождений у чувашей и татар выше, чем у русских женщин, но увеличение количества малышей за эти годы выше у русских, чем у чувашей и татар.
2. Уменьшение количества людей владеющих чувашским языком. Вот динамика выпуска чувашского букваря для первоклассников чувашских школ (сельских школ). Эти цифры легко проверить в библиотеках, тираж обязательно указывается в конце книги.
Количество детей для которых чувашский язык – родной, за годы сущестовования Чувашской Республики, уменьшилось, примерно, в 10 раз. Можно опять-таки предположить уменьшение количества рождаемости. Общее число родившихся в ЧР в 1991 году – 19113, в 2001 г. – 11986, в 2008 г. – 14967, 2009 г. – 16103. Последнее число – количество первоклассников, которые пошли в школу в 2015 году (см. диаграмму: из них не более 3 тысяч в сельские школы). Колебания рождаемости составляют менее чем в 2 раза (1991 и 2001 года), но никак не в 10 раз.
В нашей республике работает более 400 школ, из них, примерно, в половине школ (сельские чувашские школы) обучение в начальных классах велось на чувашском языке, полноценно изучали язык и чувашскую литературу, все дети в этих школах были билингвы. Сейчас ситуация несколько другая, но суть в том, что в этих сельских школах учится менее 15% от всех учащихся республики (см. изображение с сайта ЧРИО от 14 ноября 2017 г.; примерно об этой же цифре говорят и тиражи учебников), можно предположить, что из всех детей более 85% чувашским языком не владеют. Представьте ситуацию, лет через 20, когда эти дети станут взрослыми…
Почему же родители-чуваши не хотят говорить со своими детьми на чувашском языке даже в деревнях, почему предпочитают нарекать своих детей (например, перед переписчиками) не чувашами? Почему чуваш не хочет быть чуваш?
Причин этому явлению несколько:
1. Ложные стереотипы о чувашской народной культуре. (Несомненно, эта тема требует отдельной более развернутой статьи).
В советское время усиленно (через СМИ, литературу, искусство, школу и т.д.) распространялось представление о нищенском, бедственном, отсталом положении чувашского народа до октябрьской революции.
Примеры:
Книга «Русские писатели о чувашах» 1946 г. начинается текстом «От составителей». Авторы текста «От составителей» Ф. Уяр, И. Мучи:
«Живя в закоптелых избушках, питаясь желудями, лебедой, в жутком страхе перед царскими сатрапами, скованные мыслями о податях и постоянных долгах кулаку, слепые от трахомы, хилые от чахотки, унылые не только в песнях невест («песни стеснённого простора», говорит о них современный писатель В. Козин), но и в хороводных, свадебных и самых «веселых» бытовых обрядах, загнанные в леса и овраги, — массы чувашского крестьянства влачили жалкое существование».
В этой же книге – «Предисловие», автор И. Н. Сутягин:
«Вся история дореволюционной жизни почти полуторамиллионного чувашского народа есть безграничные страдания, нужда, бескультурье, бесправие и чиновничий произвол, усугублявшиеся запрещением чувашского языка, литературы и другими притеснениями. Находясь под двойным гнётом русской и национальной буржуазии, чувашский народ был обречён на вымирание».
Из книги «Приглашение в Чувашию» 1972 г., стр. 5-6:
«Нищета и бесправие, почти поголовная неграмотность, трахома-ослепительница, отметившая своей страшной печатью большинство населения. Недаром здесь из века в век, из поколения в поколение передавалась горькая поговорка: «Когда народам раздавали счастье, чувашин завязывал лапти и опоздал на его дележ».
У народного поэта Чувашии Якова Ухсая есть стихотворный цикл «Чувашская земля». С болью вспоминает талантливый мастер слова о безрадостном прошлом отчего края, «щеголявшего» в дерюге обветшалой да в стоптанных лаптях, одурманенного суевериями; края, где полными хозяевами чувствовали себя колдуны, барышники скопидомы и прочая нечисть. Чувашия… Она была самой темной, самой мрачной тюрьмой царской России».
И т.д., и т.п.
Создавался образ «бедного, забитого, отсталого, темного, трахомного» народа. Советские люди должны были понимать насколько хорошо они живут при советской власти, а до революции Чувашия была «самой темной, самой мрачной тюрьмой царской России».
Начиная с 90-х годов (а особенно в наше время, благодаря интернету) стали доступны неискаженные исторические и этнографические сведения о жизни чувашей прошлых веков. И открылась несколько иная картина…, к примеру, русские этнографы XIX в. о «бедных» чувашах:
Аноров П.А. – русский этнограф. «Нравы и поверья чуваш», 1838 г.
«Простая трудолюбивая жизнь чувашей является причиною того, что многие из них богаты, есть имеющие от десяти до ста тысяч рублей деньгами, но такого зажиточного поселянина трудно различить от бедного: одежда и пища его одинаковы с другими; одна только обширность двора и лучшее против других устройство изб и разных принадлежностей показывают хорошее состояние».
Сбоев В.А. – русский писатель, этнограф. «Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях : Их происхождение, яз., обряды, поверья, преданья и пр.», 1865, стр. 83 (в сносках):
«И хлеба, и скота, и пива, и меду у чувашей всегда было вдоволь. Одними остатками годового запаса доброй чувашской семьи можно бы, при нужде, целый год прокормить два немецких крестьянских семейства. Чуваши далеко запасливее русских крестьян. Тот, у кого съестной провизии заготовлено всего на один год, у них считался уже недостаточным крестьянином. А совершенно бедняковых людей, что называется без двора, между ними не было и нет. Никогда, ни в деревне, ни в городе, не увидите вы нищего — чувашенина».
Риттих А. Ф. – русский этнограф, картограф, генерал-лейтенант. «Материалы для этнографии России: Казанская губерния» (1870 г.):
«Чуваши в общей сложности народ зажиточный… Между ними почти нет нищих, по крайней мере их редко встретишь в чувашской деревне, а исправный платеж податей доказывает, как состоятельность, так и порядочность распределения их жизни меду отдыхом и занятиями. Редкий из крестьян не имеет у себя в амбаре годового запаса хлеба, притом если не больше, то он считается беднейшим между односельцами, из коих многие хранят еще дедовский хлеб...»
Несомненно, что в истории чувашского народа не все было радужно (а у какого народа было сплошь счастливое прошлое?), и нельзя обвинять писателей советской Чувашии в предвзятости. Вполне может быть, что они искренне верили в то, что писали, а, скорее всего, они вынуждены были писать так.
Эта вынужденность присуща всей той эпохе. У советского писателя Ф. Абрамова есть рассказ-миниатюра «Русь уходящая», как нельзя лучше иллюстрирующий эту навязываемую необходимость, вот отрывок из него:
[Художник П. Корин] работал всю жизнь над картиной «Русь уходящая», сделал очень много эскизов. Нуждался. Однажды пришли к нему заключать договор – восемьдесят тысяч за картину предложили, но с условием: изобразить уходящую Русь так, чтобы она не вызывала симпатий у советского зрителя. Корин ответил: не надо …
(Для понимания ситуации, от чего отказался художник: легковой автомобиль «Москвич» стоил в те времена около 8 тысяч).
В советское (в определенной мере и в наше) время русская культура и история дореволюционного периода, несмотря на определенные искажения и запреты, была широко представлена, доступна для восприятия, в том числе в школьном образовании. Но это невозможо сказать о старинной культуре, истории чувашского народа. (Это касалось не только чувашей, например о татарах, см. «История татар, том III», «Введение. История Улуса Джучи и некоторые особенности ее интерпретации в новейшее время»).
Системно внедряемый в сознание людей стереотип «отстойных чувашей» не мог не подействовать на выбор – «быть или не быть чуваш?».
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
Акапасар иккен-ха ку, хăйĕн эшкерĕпе пĕрле, чăваш чĕлхине тĕп тăваканни.
Ну леш евраçийццăсем, паллах, хăватлăн аталантараççĕ.
Евразиец // 2515.45.3048
2020.01.31 19:08
Прошу прощения, Мигула, хотел немного поговорить о том, как чуваши по вашему "при малейшем недосмотре и ослаблении контроля смогут показать высокую пассионарность". Не знаю, что такое "высокая пассионарность", но пассионарности (страсти и избытка энергии обычной) уже давно нет в чувашах. Гармоничность и субпассионарность довлеют. Если бы была пассионарность еще в то далекое время, чуваши не оказались бы в положении, в каком сейчас находятся. Примерно были бы в положении современных татар или болгар современных западных. У нас очень много субпассионариев (живущих за счет других) вроде тех, как экс-глава Чувашии Игнатьев, сити-менеджер Чебоксар Ладыков, другие уголовные элементы, еще бомжи. Субпассионарии это не безобидные люди, очень опасные. Пассионарии, как правило, не о себе думают, а без дела, деятельности сидеть не могут и не имеют корыстную цель. Такие, как например, депутат Моляков. Гармоничные живут и трудятся, чтобы жить, а не живут, чтобы есть. В обществе должны быть те и другие, иначе общество деградируют. А при малейшем ослаблении контроля наверх вылезают уголовники-субпассионарии. Пассионарные люди покидают Чувашию, им не интересно там с вами.
Тенденция ĕнтĕ: - пиншер- пиншер чăвашшăн "родной язык" - вырăс чĕлхи. Хăй тĕлĕшпе вырăс чĕлхи аслă , пуян чĕлхе, нумай халăхăн чĕлхисенчен пуçтарăннă (синтетический) чĕлхе. Анчах та тăван чĕлхене маннă е ăна тиркесе ют чĕлхепе улăштарнă çыннăн тĕнче курăм, ăс-тăнĕ, менталитечĕ те улшăнать. Инетра кун пек тĕслĕхсем туллиех- вĕсем тăван халăхран йĕрĕнме, мăшкăллама тытăнаççĕ.
Кун пеккисем чăваш халăхĕшен тăшманран хăрушăрах.
Евразиец,не зря болгар назвали "римлянами" и Пушкин писал "у нас,у чувашей"и Ефремов говорит о том, что себя особенно русским никогда не считал. Чуваши и в 15-16 веках больше смахивали на европейских колонизаторов Северной Америки чем на аборигенов.
Чуваш должен быть чувашом и никем больше. Россия без Чувашии и без чувашского народа ,без родного чувашского языка в школах и в детских садах не может быть Россией. Вам это скажут представители сотен народов . Чтобы русский язык стал евразийским придется его еще раз реформировать как в свое время сделал Пушкин. На другое мы просто не согласны. Придется переписать историю народов,а не учить одну историю одного народа.
Чуваши часть мировой цивилизации,а не часть "русского мира". Полноправие граждан и верховенство законов должны быть на первом месте. Если какой то народ заявляет о своей исключительности в этом государстве то рано или поздно это приведет к распаду империи. Только в империи и тоталитарном государстве могут быть разные права у разных народов. "Наши беды"как вы изволили выразиться вовсе не от того. Работать надо лучше , не надо делать врагами другие народы,языки,религии,выбирать достойных правителей,не менять Конституцию пять раз на дню, правителям помнить и исполнять обещанное,соблюдать законы. ТО что вы говорите никак не может быть объединяющим фактором. В основе любого государства должен быть человек и его права.Базис это экономика и уровень жизни граждан ,идеология это только настройка. Понятно что не от хорошей жизни пытаются идеологию поставить впереди всего, это не только неправильно , но и в долгосрочной перспективе вредно. Хотите как было в Германии и в Италии в 30-х годах,или сейчас как в Северной Корее ?
Евразиец вспомнил Украину .Придется сказать что то и про нее. Как бы мы с вами не хотели этого она не "исчезнет" и через некоторое время ,скорее всего,уровень жизни там будет выше чем у нас. Почему то и Белоруссия не спешит в наши с вами объятия ? Видать что то не так в нашей с вами идеологии,даже "русский мир" Украины и Белоруссии не слишком заинтересован,а вы нас призываете ? Понятно то, что через русский язык ,кое кто пытается максимально контролировать и влиять на все происходящее не только в стране ,но и в мире. Но есть и другая сторона о которой мало кто догадывается. Русский язык перестал быть основным моментом для определения национальной принадлежности,как и современный английский или испанский. Можно говорить только на русском ,но при этом считать себя исключительно "нерусским". Вот она правда жизни .